Проблемные вопросы ограничения доступа к запрещенной информации, распространяемой в сети «Интернет»

29 мая 2017 06:00 - 29 мая 2017 11:00

Обращаем внимание, что вопросы, не относящиеся к теме онлайн-конференции, рассматриваться не будут.

Ответы на поступившие вопросы будут размещаться на сайте Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в данном разделе по мере их готовности до 30.05.2017 включительно.

При направлении вопросов следует указывать наименование оператора связи и наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого оказываются услуги связи.

Участники конференции

  Кислицина Людмила Михайловна
Ведущий специалист-эксперт отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи
  Исакин Денис Викторович
Начальник отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи
  Постнов Виктор Борисович
Начальник управления информационных технологий филиала ФГУ "РЧЦ ЦФО" в СФО
  Киметов Дмитрий Валенурович
Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СФО

Вопросы

3
ООО «Фирма «Сотрудник Плюс», г. Бийск, Алтайский край.
В случае выявления АС «Ревизор» неблокирования интернет-ресурсов, внесенных в реестр ЕАИС менее 24 часов назад, будет ли это нарушением? Каким образом будет налажен алгоритм работы АС «Ревизор» согласно действующему законодательству и нормативным документам? Возможно ли будет получать данные о неблокировке ресурсов в автоматическом режиме с АС «Ревизор»? Предлагаем также дать операторам связи время оперативно отреагировать на сообщения с АС «Ревизор».
 Киметов Дмитрий Валенурович, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СФО

Алгоритм работы АС «Ревизор» при проведении запланированных задач мониторинга исключает включение в проверку записей, внесенных в реестр ЕАИС менее 24 часов назад. Исключением являются записи, внесенные в реестр ЕАИС в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для указанных записей применяется ограничение в 1 час, так как в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, оператор связи обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

В случае, если в процессе проведения мониторинга происходит изменение записей реестра ЕАИС и неактуальные, на момент завершения задачи мониторинга, записи отображаются как незаблокированные, указанное деяние, по результатам рассмотрения в территориальном управлении Роскомнадзора, не будет являться основанием для составления протокола об административном правонарушении.

С целью исключения подобных инцидентов, в настоящее время выполнение задач мониторинга сдвинуто по времени на 2 часа относительно времени обновления реестра ЕАИС.

Об автоматическом уведомлении автоматизированной системой «Ревизор» операторов связи о не блокировании интернет-ресурсов и времени на осуществление обработки указанных уведомлений:

Личный кабинет оператора связи на портале https://portal.rfc-revizor.ru/ располагает возможностью получения отчета по качеству блокировок. Автоматического режима информирования операторов связи о не блокировании ресурсов в сети «Интернет» содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в настоящее время не предполагается.

Стоит также отметить, что обязанность ограничения операторами связи доступа к запрещенным интернет-ресурсам установлена Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В связи с тем, что указанный Федеральный закон предполагает незамедлительное ограничение оператором связи доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, то выделение времени для операторов связи на ограничение в сайтам не подразумевается по данной категории интернет-ресурсов. По остальным ресурсам реестра ЕАИС оператору связи выделяется 24 часа с момента внесения записи в реестр.

2
Индивидуальный предприниматель Ольга Геннадьевна Лапина, с.Фирсово, Первомайский район, Алтайский край
Собираются ли органы РКН и РЧЦ ЦФО оперативно взаимодействовать по вопросам ограничения доступа к запрещенным ресурсам в интересах операторов, получающих от вышестоящего оператора уже фильтрованный трафик?
 Исакин Денис Викторович, Начальник отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи

Пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-Ф3 «О связи» обязанность по  осуществлению ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" возложена на всех операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В тоже время отношения между присоединяемым и присоединяющим операторами в части предоставления фильтрованного трафика регулируются гражданским законодательством и соответствующим договором.

Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай рассматривает акты мониторинга АС «Ревизор», поступающие из радиочастотной службы, только в отношении операторов зарегистрированных на подведомственной территории. 

1
Индивидуальный предприниматель Ольга Геннадьевна Лапина, с.Фирсово, Первомайский район, Алтайский край
Собираются ли органы РКН и РЧЦ ЦФО оперативно взаимодействовать по вопросам ограничения доступа к запрещенным ресурсам в интересах операторов, получающих от вышестоящего оператора уже фильтрованный трафик?
 Киметов Дмитрий Валенурович, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СФО

В соответствии с п.5 ст.46 Федерального закона от 07.07.2007 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

Однако, действующее законодательство не запрещает операторам связи получать уже фильтрованный трафик на основании договора с вышестоящим провайдером, но при этом не снимает ответственности с оператора связи в части выполнения требований законодательства по ограничению доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В данном случае отношения между операторами связи регламентируются гражданским законодательством исходя из условий заключенного между ними договора.

Таким образом, если вышестоящий провайдер не выполняет условий договора по 100% ограничению доступа к запрещенным интернет-ресурсам, оператор связи вправе предъявить к контрагенту законные требования по возмещению неустоек вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по блокированию запрещенных интернет-ресурсов, либо отказаться от услуг указанного контрагента и внедрить собственную систему ограничения доступа к запрещенным интернет-ресурсам.

Дополнительно стоит отметить, что оператору связи предоставлена возможность осуществления контроля качества ограничения доступа к запрещенным интернет-ресурсам через личный кабинет https://portal.rfe-revizor.ru, и имеется возможность постоянного контроля качества блокирования своим контрагентом.

В части взаимодействия территориальных управлений Роскомнадзора и филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Сибирском федеральном округе при выявлении фактов не блокирования запрещенных интернет-ресурсов на сетях операторов, получающих фильтрованный трафик от вышестоящего провайдера, поясняем следующее.

Заместителем руководителя Роскомнадзора О.А. Иванова 30.03.2017 утвержден регламент взаимодействия территориальных управлений Роскомнадзора и филиалов ФГУП «РЧЦ ЦФО» при выявлении фактов доступа к запрещенной информации и передачи материалов, подтверждающих нарушения ограничения доступа к запрещенной информации.

Указанный регламент описывает исчерпывающий перечень действий при выявлении фактов доступа к запрещенной информации и не предусматривает действий по выявлению причин несоблюдения условий договора по ограничению доступа к запрещенным интернет-ресурсам в интересах контрагентов, а именно, операторов заказывающих услугу фильтрации трафика.

Таким образом, Вы вправе направить свои предложения в части внесения изменений в действующее законодательство в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях).

Время публикации: 22.05.2017
Последнее изменение: 29.05.2017 06:44