Проверка Прокуратурой Алтайского края исполнения Управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай законодательства о противодействии экстремистской деятельности , терроризму и законодательства о средствах массовой информации
Прокуратурой Алтайского края в период с 10.04.2019 по 24.04.2019 проведена проверка исполнения Управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай законодательства о противодействии экстремистской деятельности , терроризму и законодательства о средствах массовой информации.
По результата проведенной проверки Прокуратурой Алтайского края Управлению выдано представление «Об устранении нарушений федерального законодательства» от 07.05.2019 № 27-07-2019/5407.
Управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Управление) в присутствии прокурора отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Коновалова Александра Геннадьевича рассмотрено Представление прокуратуры Алтайского края от 07.05.2019 № 27-07-2019/5407 «Об устранении нарушений федерального законодательства».
Представление получено 27.05.2019 вх. № 6188/22. По существу доводов, изложенных в представлении от 07.05.2019 № 27-07-2019/5407 об устранении нарушений федерального законодательства, было пояснено следующее:
- Регистрация СМИ осуществляется на основании Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее по тексту - Закон О СМИ) (ст. ст. 8-13), Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 № 362, (далее по тексту – Административный регламент), Положения о Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 40.
В соответствии со ст. 7 Закона О СМИ не может выступать учредителем гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности.
В соответствии с положениями ст. 8, 10 Закона о СМИ для прохождения процедуры регистрации СМИ (внесения изменений в запись о регистрации СМИ) заявитель в регистрирующий орган предоставляет заявление о регистрации СМИ, а также документы, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1752-р от 06.11.2011).
Учредители, представившие документы для регистрации/перерегистрации печатных изданий «Наш город Заринск», «Ваша выгода Алейск», «Новая жизнь Алтая», «Свадьба на Алтае», обратились в Управление лично. Данный факт свидетельствовал о том, что они не отбывают наказание в местах лишения свободы.
В рамках работы по проверке законности обращения заявителей — физических лиц на предмет ограничений, связанных с учреждением СМИ специалистом Управления своевременном в установленном порядке были сформированы и направлены запросы в органы внутренних дел, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Исходя из взаимосвязей положений п. 2 ч. 1 ст. 7, ч.ч. 1, 2 ст. 7.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту — Закон о ПГУ), Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (Постановление Правительства № 697 от 08.09.2010) обязанность по предоставлению сведений лежит на том органе, в который был направлен соответствующий запрос от органа, предоставляющего государственную услугу.
В данном случае, органом, которым предоставлялась государственная услуга, Управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в установленном порядке в соответствующие подразделения МВД были направлены запросы в электронном виде по СЭМВ и в бумажном варианте.
В соответствии с ч. 3 ст. 7.2 Закона о ПГУ срок ответа на запрос органа, предоставляющего государственную услугу, не может превышать пять рабочих дней.
Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации в орган, предоставляющий государственную услугу, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услугу (ч. 6 ст. 7.1 Закона о ПГУ).
Аналогичные требования, относительно сроков предоставления государственной услуги, невозможности приостановления государственной услуги, а также отказа в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия ответа на межведомственный запрос указаны в п.п. 59, 63-65.
Система электронного взаимодействия с МВД РФ в полном объёме запущена в эксплуатацию в июне т.г.
Учитывая изложенное, в действиях специалиста Управления отсутствуют признаки нарушения требований действующего законодательства, а, следовательно, и основания для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
2. По вопросу отсутствия материалов, рассмотренных на заседании Консультативного Совета, что свидетельствует о формальном подходе Управления к реализации возложенных на него функций ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ (далее по тексту — Закон о противодействии экстремизму).
В соответствии с Положением о Консультативном Совете при Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологиях и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай по применению законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (далее по тексту — Положение о Совете), совет образуется как консультативно-совещательный орган в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о СМИ, противодействию экстремисткой деятельности и т.д.
Основной задачей Совета является исследование материалов, распространяемых СМИ, на предмет соответствия положениям законодательства о СМИ и противодействии экстремистской деятельности (п. 2.1 раздела 2 Положения о Совете).
Исходя из положений п. 2.2 раздела 2 Положения о Совете, Совет вправе только рекомендовать Управлению принимать различного рода меры. При этом, фактическое принятие решения в исключительной компетенции Управления.
По смыслу ст. 5 Закона о противодействии экстремизму органы государственной власти в пределах своей компетенции должны осуществлять профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в отношении подконтрольных субъектов. Произвольное вмешательство в деятельность других органов власти противоречит целям распределения полномочий между органами власти.
Персональный состав Совета составляет: более чем 70 % состава Совета — сотрудники Управления и представители ВУЗов, прокуратуры, правоохранительных органов, и иных органов государственной власти, в обязанности которых также входит проведение профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
В 2018 году было проведено 2 заседания Совета (1 – в г. Барнауле, 1 – в г. Горно-Алтайске). Заседания были исключительно организационными, где рассматривались основные задачи и полномочия Консультативного совета, а также порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Конкретные материалы не рассматривались в связи с их отсутствием. Члены Совета предложили Председателю Совета проводить заседания Совета исключительно при наличии материалов для обсуждения.
В соответствии с Регламентом взаимодействия Радиочастотной службы и территориальных органов Роскомнадзора (Приказ Роскомнадзора от 04.12.2009 N 639) в случае выявления нарушения Управлением необходимо принять меры в течение 3 рабочих дней (проведение внепланового мероприятия, составление АП).
При введении системы автоматизированной системы мониторинга СМК реализована возможность направления материалов на экспресс-экспертизу, которая проводится в течение 2 дней. Поэтому Управление укладывается в столь сжатые сроки, и решение по ограничению распространения противоправного контента принимается более оперативно.
Одним из направлений деятельности Управления является взаимодействие с правоохранительными органами на предмет ограничения доступа к информации, признанной судом экстремистской.
Исходя из этого, на заседании Совета был рассмотрен вопрос об оказании содействия в пресечении распространения в сети «Интернет» экстремистских материалов. Также было дано раз разъяснение о возможности каждого лично участвовать в пресечении распространения противоправной информации, путем направления сведений в Роскомнадзор, с использованием формы электронного сообщения, размещенной на сайте Роскомнадзора.
Кроме того, в 2018 году Управлением на территории Алтайского края не было выявлено в средствах массовой информации распространения экстремистских материалов. По указанной причине не созывался Консультативный Совет по конкретной тематике, с целью рассмотрения экстремистских материалов.
В настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в Положение о Консультативном Совете, в части периодичности проведения его заседаний.
- По факту отсутствия согласования Паспорта безопасности объекта с территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации:
При актуализации паспорта безопасности Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Управление) № 5вн-дсп от 30.03.2018, обязательным условием является проведение категорирования защищенности объекта.
Для проведения категорирования защищенности объекта была создана комиссия из числа сотрудников Управления, УФСБ России по Алтайскому краю и сотрудника полиции ГУ МВД РФ по Алтайскому краю вневедомственной охраны.
Акт категорирования защищенности объекта членами комиссии подписан 22.03.2018 года.
На момент согласования паспорта безопасности Управление, вневедомственной охраны находилось в подчинении УМВД России по г. Барнаулу. В дальнейшем указанная служба была передана в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю.
Однако, на момент согласования Паспорта, полномочия данного подразделения ещё не были в полной мере сформированы, и Управлению было рекомендовано отправить на согласование Паспорт в УМВД России по г. Барнаул, представитель которого принимал участие в составе комиссии по категорированию нашего помещения.
В постановление Правительства РФ от 30.10.2014 № 1130, изменения о согласовании Паспорта безопасности с Росгвардией, внесены постановлением Правительства РФ от 22.03.2018 № 319, которое вступило в силу 03.04.2018. Паспорт нашего Управления уже находился в этот момент на согласовании с марта 2018 года. Паспорт безопасности был согласован в УМВД г. Барнаула 10 мая 2018 года.
Таким образом, Паспорт безопасности был оформлен в переходный период и по указанной причине не был согласован с Росгвардией.
Во исполнение требования прокуратуры Алтайского края, Паспорт безопасности Управления в мае т.г. направлен на согласование в Управление Росгвардии по Алтайскому краю.
Между руководителями Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай В.С. Ивановым и Управления Росгвардии по Алтайскому краю Маулем А.В. состоялась рабочая встреча, в ходе которой обсуждены ряд вопросов и достигнута договоренность о дальнейшем взаимодействии и сотрудничестве.
В план работ по проведению мероприятий антитеррористической защищенности Управления на 2019 год готовятся изменения.
Представление прокуратуры также было рассмотрено 06.06.2019 на совещании всех сотрудников Управления в присутствии руководителя.
По результатам рассмотрения Представления сотрудникам, выполняющим функции по направлениям, перечисленным в Представлении, строго указано на неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства при исполнении должностных обязанностей.
Время публикации: 25.07.2019 07:32
Последнее изменение: 25.07.2019 07:39