Новая страница

1588238349

Алтайский филиал РАНХиГС запустил онлайн-проект #Учимся дома

 

Система образования всей страны сейчас переживает переломный момент – идет активное внедрение электронного обучения и дистанционных технологий, что в корне меняет подход к организации образовательного процесса. В Алтайском филиале РАНХиГС переход к новым технологиям проходит планово и без потрясений. Техническая база и электронная платформа обучения студентов совершенствовалась более трех лет и сегодня все преподаваемые дисциплины имеют сопровождение в виде электронных курсов. В настоящий момент нашими преподавателями записано 350 видеолекций по 17 по ключевым дисциплинам.

С уверенностью можно сказать, что Алтайский филиал Президентской академии – один из первых вузов региона, который использует максимум цифровых технологий в своей организационной и педагогической деятельности. Именно это позволило нам разработать и запустить онлайн проект #Учимся дома для школьников, родителей, учителей и руководителей школ.

Задача проекта #Учимся дома – оказать поддержку системе общего образования Алтайского края в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В рамках проекта на платформе электронного образования MOODLE преподаватели Академии, лучшие педагогические работники и эксперты в сфере образования организуют консультации, семинары, занятия в онлайн-режиме и горячие линии.

  • на открытой платформе Алтайского филиала РАНХиГС для всех желающих стали доступны видеолекции преподавателей Филиала. Ежедневно порядка 300 человек из разных уголков Алтайского края просматривают интересующие их материалы.
  • работает горячая линия по вопросам реализации трудовых прав и обязанностей в условиях самоизоляции. Телефон горячей линии: 8 (3852) 504-171 (Рыбакова Светлана Александровна, директор центра «Юридическая клиника», старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса). За время работы горячей линии, граждане получили юридическую помощь по вопросам возврата денежных средств за туристские продукты, кредитных каникул, начисления заработной платы в период карантина. Все темы, по которым обращались граждане, так или иначе связаны со сложившейся ситуацией.
  • работает горячая линия психологической поддержки. По телефону: 8 (3852) 503-485 школьные психологи, студенты и их родители могут получить консультации от специалистов Психологического центра.

 

График мероприятий проекта будет обновляться еженедельно, в разделе «План мероприятий».

Дополнительную информацию можно получить в Центре развития образования Алтайского филиала РАНХиГС.

 

 

 

1588238697

 

Наталья Минкина о переходе организаций на удаленную форму работы, трансформации трудового права и New Normal

Эксперт по трудовому праву ответила на актуальные вопросы

 

 

 

– С какими трудностями в правовом поле столкнутся компании и организации, которые не предполагают организацию труда сотрудников в удаленном режиме? Как правильно оформить отношения с сотрудником: что нужно указать в дополнительном соглашении к трудовому договору?

Действительно, с изданием Указа Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» многие организации были дезориентированы, а некоторые и по сей день не определили алгоритм действий по организации труда своих работников. Однако это неизбежно придется сделать, принимая во внимание издание нового Указа Президентом страны от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» № 239 и всех последующих решений должностных лиц органов государственной власти. Вместе с тем, следует уделить внимание актам, издаваемым на уровне субъектов РФ. В частности, применительно к нашему региону являются: указ Губернатора Алтайского края № 44 от 31.03.2020 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с последующими изменениями) и постановление Правительства Алтайского края № 150 от 06.04.2020, которым определены организации, в том числе индивидуальные предприниматели, которые могут осуществлять свою деятельность в период действия второго названного Указа Президента страны. 

Одновременно с этим возникают достаточно спорные и множественные вопросы оформления изменений трудовых отношений в новых условиях труда, если они возникли. Обсудим их по порядку возникновения.

  • Во-первых, организациям следует определиться, распространяется ли на них действие выше отмеченных Указов или они являются исключениями, где трудовая деятельность продолжается в обычном формате.
  • Во-вторых, следует обратить внимание на ведомственные документы в зависимости от сферы деятельности организации, где могут содержаться особые указания и разъяснения. К примеру, приказом Министерства науки и высшего образования России № 484 от 25.03.2020 дано указание руководителям организаций, находящихся в ведении данного министерства, определить ответственных лиц, которые будут обеспечивать безопасное функционирование различных объектов инфраструктуры. По аналогии это является актуальным и для иных организаций.
  • В-третьих, сказанное позволяет в определенной мере условно разделить работников организации на несколько групп:

– те работники, которые продолжают работать с выполнением своей обычной трудовой функции, и возможно, в отношении них условия труда не изменятся, например, охранник или дворник компании (определяет работодатель – по потребности организации);

– остальные работники, в деятельности которых есть необходимость, и они продолжают работу в дистанционном режиме, если это возможно;

– работники, трудовая функция которых не относится ни к первой, ни ко второй группе, в том числе при такой ситуации, когда выполнение трудовых обязанностей и функций дистанционно невозможно (к примеру, парикмахер, мастер ногтевого сервиса и т.п.).

Теперь разберем каждую группу случаев подробно.

  • В первом случае, в отсутствии каких-либо изменений, никакого дополнительного оформления кадровых документов не требуется. Если же предполагается какие-либо изменения, то они оформляются в обычном порядке, по общему правилу, предусмотренному ст. 72 Трудового кодекса РФ.
  • По второму случаю возникает вопросов больше всего и количество таких «удаленных работников» за последние дни резко возросло. Не смотря на наличие многих дискуссионных вопросов на этот счет (ознакомиться можно с ними, в частности, здесь: Переход на дистанционную работу в условиях коронавируса: возможные способы), наиболее правильным представляется следующий алгоритм действий со стороны работодателя. Поскольку отдельно эта ситуация в кодексе не регламентирована, применяются общие правила по изменению трудового договора в порядке, установленном ст. 72 (в письменной форме, по соглашению сторон). Достаточно одного дополнительного соглашения о дистанционной работе, не обязательно, чтобы ему предшествовало заявление работника. В данном соглашении рекомендуется продумать и отразить все условия, как те, которые изменяются (это может коснуться режима рабочего времени и времени отдыха), так и те новые, которые появляются в связи с «перестройкой» трудовых отношений (это может касаться технического оснащения, использования определенных программных продуктов, требований по электронным коммуникациям с работодателем и т.п.).

Цитата: Дополнительное соглашение должно быть подписано как работником, так и работодателем 

Это легко сделать при наличии усиленных квалифицированных подписей у сторон согласно Федеральному закону «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 06.04.2011, но сегодня это пока редкость, если говорить о цифровой подписи работника. На данном этапе возникают трудности, механизм решения которых не содержится в нормах законодательства. В этой связи решение проблемы видится только одним наиболее оптимальным путем: проекты таких дополнительных соглашений направляются на электронную почту работникам, представители работодателя получают по ним предварительное согласие таким же путем, а позже при возникновении возможности реальной подписи, соглашения подписываются, как обычно в двух экземплярах. Причем, применение в описанном случае ст. 74 Трудового кодекса РФ, как минимум, не является оптимальным вариантом для работодателя в силу срочности вопроса, и не является подходящим по ряду других нюансов. А применение абзацев 2 и 3 ст. 72.2 кодекса относительно перевода работника касается тех случаев, когда речь идет о крайней мере и необходимости и, как правило, связано с выполнением не предусмотренной трудовым договором функции.

  • Наконец, по третьей категории работников, на первый взгляд, согласно действующим нормам трудового законодательства ситуация может быть оценена как простой по обстоятельствам, не зависящим от сторон трудового договора, подлежащий оплате согласно ст. 157 кодекса – не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Однако в соответствии с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты РФ, которых за последние 2 недели было немало, это может быть квалифицировано как правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ. В соответствии с вышеназванными Указами главы государства в период нерабочего месяца, объявленного в стране, за работниками сохраняется их заработная плата. Кроме того, категорически запрещено таких работников направлять в так называемые на практике «вынужденные административные (или производственные)» отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, поскольку последние возможны исключительно по инициативе работника в связи с личными и семейными обстоятельствами (ст. 128). При написании подобных заявлений (а такая практика периодически появляется в нашей стране, достаточно вспомнить кризисы 1998, 2008-2009 годов), работники должны понимать, что оплаты простоя не будет.

– Как работодателю контролировать процесс выполнения рабочих задач? Защищает ли Трудовой кодекс интересы работодателя в случае, если он не может полностью контролировать рабочий день сотрудника?

Современные условия жизни диктуют определенные изменения, поэтому работодателям следует проявлять гибкость и мобильность при выстраивании взаимодействия с работниками. Трудовой кодекс и не должен давать ответы абсолютно на все возникающие вопросы в жизни, законодатель мудро оставляет решение отдельных моментов на усмотрение работодателей, с учетом специфики их труда. Заданный ряд вопросов как раз из такого порядка, не всегда контроль нужен ради контроля. Необходимо определиться, может быть, в имеющихся условиях важен процесс и результат труда? К этому всегда можно подойти с применением индивидуального подхода – в зависимости от должности и трудовой функции того или иного работника. Если режим рабочего времени и времени отдыха работника не изменяется, это не станет условием дополнительного соглашения о дистанционной работе, следовательно, можно проговорить с таким работником, чтобы он был в обозначенное время работы «на связи». А если это не имеет значения, то можно следовать аналогии специальной нормы, предусмотренной в ст. 312.4 Трудового кодекса РФ, где речь идет об организации режима труда по усмотрению работника. Еще раз оговорюсь, если последнее возможно – это решает работодатель. Тогда в этом случае акценты смещаются на своевременную сдачу работодателю (или его представителю) итогов работы, возможно по определенным заранее заданным требованиям. Не случайно в ст. 312.3 предусматривается такой элемент взаимодействия сторон трудового отношения, как предоставление дистанционными работниками отчетов о выполненной работе. Эти и другие вопросы электронного взаимодействия следует продумать работодателю при подготовке дополнительного соглашения. Это во многом будет обусловлено необходимостью пересмотра концепции управления персоналом организации при переходе на дистанционный труд. Однако при этом нужно учесть, что дистанционная работа по своей правовой природе имеет и ряд других особенностей (глава 49.1 кодекса), во многом связанных с использованием Интернета.

В этой связи, резюмируя изложенное, контроль работодателя, конечно, нужен, но он при дистанционной работе иначе выглядит: переходит из непосредственных привычных форм в опосредованные (их определяет работодатель с учетом особенностей производства и работы по отдельным должностям).

Цитата: Важно помнить, что главным по-прежнему остается вопрос об эффективной организации труда и управлениям им 

– Могут ли текущие изменения стать веской причиной для реформации трудового законодательства в будущем?

Занимаясь вопросами трудового права более 20 лет, могу сказать, что убеждена в том, что трудовое законодательство является одним из консервативных по своему характеру. Даже когда на смену КЗоТ пришел в 2002 году Трудовой кодекс, по экспертным оценкам, его нормы сохранились практически в неизменном виде ориентировочно на 70%. Поэтому, с одной стороны, действующих норм российского трудового законодательства сегодня достаточно, чтобы адекватно выстраивать социально-трудовые отношения по-новому. А с другой стороны, конечно, нет предела совершенству, и если практика будет нашему обществу, актуализировать какие-то законодательные недоработки и обнажать правовые пробелы, то понятно, что происходящие события станут поводом для последующей модернизации всего трудового законодательства, и не только. На сегодняшний день юристы пока наблюдают появление отдельных комплексных документов, которыми затрагивается регулирование различных общественных отношений (в силу срочности вопросов – без внесения изменений в кодифицированные акты страны), а также некоторые ведомственные разъяснения по тем или иным узким вопросам.

Более того, говоря о перспективах развития трудового законодательства, с оглядкой на те тенденции, которые складывались на практике еще до возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции, уже появлялась необходимость в реформе трудового закона с точки зрения более детальной регламентации процессов цифровизации трудовых отношений и иных, связанных с ними отношений.

Цитата: В настоящее время переход «на цифру» усилился по всем направлениям. В последующем законодательные органы власти и ученые смогут обобщить этот опыт в нормах права

– Как Вы считаете, как ситуация с продолжительным опытом выстраивания отношений на расстоянии повлияет на правовую культуру?

Весьма интересный вопрос, но на него невозможно дать однозначный ответ. Имеющиеся сегодня условия жизни, на мой взгляд, не могут не повлиять на культуру нашего современного общества, малых групп и отдельных людей. Поэтому определенно происходящие изменения в стране влияют на правовую культуру в целом на всех ее уровнях, но предположительно по-разному. Пока преждевременно об этом говорить совершенно точно, это станет понятным со временем, и будет носить оценочный характер.

Если говорить о деятельности государственных органов власти на первоначальном этапе, она уже показала свою эффективность: четкая организация и координация по совместным действиям, меры по самоизоляции, выстраивание дистанционной работы, слаженная работа с населением по многим каналам связи и сервисам, электронное взаимодействие посредством имеющихся цифровых технологий и многое другое.

Я бы даже сказала, как это ни странно прозвучит, что такой опыт социально полезен: опасности, как правило, объединяют человечество, и способны обогатить нашу правовую культуру. Но не все так однозначно в проявлениях реальной жизни.

Культура правосознания отдельных людей как была разной, так и будет противоречиво выражаться: одни граждане (надеюсь, что таких будет большинство) продемонстрируют свой гражданский долг, будут следовать всем предписаниям закона и органов власти, соблюдать режим труда и не нарушать санитарно-эпидемиологические правила. Однако при этом найдутся люди с низким (возможно, незрелым) уровнем правового сознания, что у них будет прослеживаться в неправомерном поведении.

По моим личным наблюдениям, зачастую это связано с проявлениями разобщенности людей и их эгоцентризмом, но, безусловно, имеются и другие значимые обстоятельства.

Цитата: При умелом и мудром управлении и сплоченности трудового коллектива, корпоративный дух может только крепнуть, а уровень правовой культуры и правосознания повышаться 

– Какие Вы видите в целом перспективы развития права в связи с установлением New Normal в социальной структуре?

Для полного понимания сначала поясню термин New Normal, что в переводе с английского языка означает «новая нормальность». Данное словосочетание за последние годы получило широкое признание, зачастую термин используется экспертами для обозначения новых условий, в которых приходится функционировать хозяйствующим субъектам. Его применение в контексте российской действительности весьма кстати. Очевидно, что в большинстве случаев организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальные предприниматели начнут или при проявлении мобильности уже начали выстраивать свою деятельность и бизнес в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции по-новому.

Во многих компаниях руководство в начале апреля текущего года, насколько мне известно, в режиме онлайн определяло свою дальнейшую стратегию развития и управление коллективом работников. Это как раз реакция на те самые новые условия жизни, которые возникли у нас остро, достаточно неожиданно и непривычно. Наши хозяйствующие субъекты имеют опыт, как реагировать на падение курса доллара, евро, рубля, спад цен на нефть и другое. Однако у них, навряд ли, есть ответ на вызов, связанный с предполагаемо быстротечной пандемией и социальной необходимостью на нее реагировать. А руководители, откровенно скажем, понимают, что им нужны здоровые и работоспособные работники для сохранения своей конкурентоспособности и вообще дальнейшей жизни. Это актуально еще и потому, что сегодня никто точно не может спрогнозировать сценарий развития событий в стране и ее регионах: интенсивность заболеваний, длительность и так далее. Но, в любом случае, это нанесет определенный удар по экономике. К чему данные рассуждения? Хочу наглядно показать экономико-правовую взаимообусловленность процессов.

Цитата: Перспектива развития права, а точнее – законодательства России, во многом будет зависеть от происходящих экономических процессов, и наоборот 

И это можно дополнить еще санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране. В последних Указах Президента РФ и действиях органов исполнительной власти сегодня можно наиболее детально проследить, какие направления и соответственно правоотношения меняются. Так, ожидаемы не только изменения трудового, но и как минимум гражданского, корпоративного, налогового, жилищного и административного законодательства. Причем, это не обязательно внесение изменений и дополнений непосредственно в кодексы, это может быть связано с изданием отдельных актов в системе того или иного отраслевого законодательства. В этой связи кадровикам, корпоративным юристам, руководителям организаций и т.д. можно рекомендовать отслеживать изменения нормативных правовых актов как на федеральном, так и региональном уровнях, а также принимать активное участие в тематических вебинарах и иных мероприятиях. 

Ответы на вопросы подготовила Наталья Минкина, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой трудового и предпринимательского права Алтайского филиала РАНХиГС.

Благодарим Наталью Ильиничну за подробное интервью и напоминаем, что в рамках правового лектория, эксперт прочитает видеолекцию «Как пандемия влияет на социально-трудовые отношения». Материал будет размещен на странице проекта #Учимся дома  в свободном доступе. По электронной почте можно получить консультацию по вопросам трудового права. Если у вас есть вопросы к эксперту, направляйте их на электронную почту: yurklinika-asapa@mail.ru. Также вы можете задать свой вопрос по телефону горячей линии: (3852) 504-171.

 

Источник: официальный сайт Алтайского филиала РАНХиГС.

 

1588238800

Сколько и как платить за коммунальные услуги, как начисляются субсидии и устанавливается мораторий на санкции

 

Эксперт по жилищному праву об изменениях законодательства в период распространения коронавирусной инфекции

 

В рамках экстренных мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и регулированию сложившейся ситуации, происходят существенные изменения в законодательстве. Ежедневно принимаются новые нормативные акты федерального и регионального значения. Изменения коснулись и жилищного законодательства.

Светлана Рыбакова, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, директор центра «Юридическая клиника» Алтайского филиала РАНХиГС, отвечает на самые важные вопросы, касающиеся сферы жилищно-коммунального хозяйства.

В апреле 2020 года были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», принятием двух постановлений Правительства РФ:

Данные постановления предусматривают мораторий на начисление штрафных санкций за неоплаченные коммунальные услуги, взыскание пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг и внесение взносов на капремонт, а также регулируют вопросы продления действия субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Управляющие компании не могут отказать вам в услугах даже если вы их пока не можете оплатить.

 

– Как будет начисляться плата за коммунальные услуги?

 

Важно правильно трактовать изменения, внесенные в законодательство, регулирующие обязательства граждан по оплате коммунальных услуг.

Постановление от 02 апреля 2020 г. № 424 не освобождает граждан от обязанности оплачивать услуги ЖКХ.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, возможность реализации которого обусловливает в том числе установление доступной платы за жилое помещение определенным категориям граждан (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Потребителям коммунальных услуг следует понимать, что платежи, начисленные за ресурсы до 01 апреля 2020 года, и неоплаченные в установленный срок не подпадают под действие моратория на начисление штрафных санкций.

Данные изменения затрагивают период самоизоляции, и связанно это с рядом факторов: снижение уровня доходов населения, отсутствие физической возможности оплатить коммунальные услуги (не все могут пользоваться платежными онлайн-ресурсами, в частности, лица пожилого возраста).

Согласно постановлению Правительства РФ от 02 апреля 2020 г. № 424, приостановить до 01 января 2021 года действие положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:

  • подпункта «а» пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней);
  • подпункта «д» пункта 81;
  • подпункта «а» пункта 117;
  • пункта 119;
  • положений подпункта «а» пункта 148 в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней);
  • пункта 159.

 

 – Что значит «мораторий на начисление штрафных санкций» за потребление жилищно-коммунальных услуг?

 

Мораторий на начисление штрафных санкций распространяется и на договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.

Ресурсоснабжающие организации – поставщики коммунальных ресурсов не имеют право начислять штрафные санкции до 01 января 2021 года. Управляющие компании согласно договорам управления многоквартирными домами не имеют право начислять неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, взносов на капитальный ремонт до 01 января 2021 года. Но при этом нужно понимать потребителям, что с 01 января 2021 года, начисление неустойки (штрафа, пени) будет на всю сумму задолженности платы за жилое помещение, взносов на капитальный ремонт, коммунальные услуги и ресурсы.

Согласно Информации Министерства энергетики РФ от 26 марта 2020 г., энергокомпании не будут взимать с потребителей штрафы и пени при просрочке платежей за электроэнергию менее трех месяцев.

Несмотря на введенные положения о моратории на начисление штрафных санкций за потребление коммунальных услуг, необходимо оставаться добросовестными потребителями и осуществлять платежи в установленные сроки – до 10 числа текущего месяца за предшествующий.

Для этого в настоящее время для жителей Барнаула, Новоалтайска, Рубцовска и Бийска оплата жилищно-коммунальных услуг реализована по Системе «Город» с помощью сервисов Сбербанк Онлайн и PSB-Retail. Для оплаты абоненту необходимо сформировать счет в Личном кабинете, а затем перейти в платежную систему и оплатить счет. Кроме того, сегодня реализована возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг картами VISA, MasterCard и МИР (Visa Electron и Maestro) любого банка через платежные сервисы.

 

– Правда ли, что скоро будет отменена комиссия банков за оплату коммунальных услуг?

Еще одним положительным моментом в сфере ЖКХ является прохождение первого чтения Проекта о запрете банковских комиссий при оплате услуг ЖКХ (Проект Федерального закона № 905546-7).

Сейчас сложно говорить о действии этого проекта в будущем, но уже можно сказать, что согласно поправкам при перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги у кредитной организации не будет права взимать комиссию. Это будет относится и к пеням, неустойкам, штрафам за неполную или несвоевременную оплату. Схожие правила планируют установить для операторов почтовой связи и банковских платежных агентов (субагентов). Проект только приняли в первом чтении.

Когда он станет законом, то вступит в силу со дня официального опубликования.

Если запрет нарушит, например, кредитная организация, то ЦБ РФ сможет:

  • потребовать устранить нарушение;
  • взыскать штраф в размере до 0,1% от минимального размера уставного капитала;
  • ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

 

– Как передавать показатели счетчиков, поменялась ли процедура передачи?

 

В настоящее время определение объема потребления коммунальных услуг возлагается на абонента (потребителя). Потребители, у которых в квартире установлены индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, а также общедомовые приборы учета холодной и горячей воды имеют возможность ввода показаний индивидуальных счетчиков с использованием Интернет. 

Доступ к функциональным возможностям Личного кабинета на сайте ООО «ВЦ ЖКХ» возможен с использованием Идентификационных карт Системы «Город», а также виртуальных номеров и паролей.

Абоненты могут получить номер и пароль для входа в Личный кабинет у управляющей компании, обслуживающей дом, либо пройти самостоятельную регистрацию в Личном кабинете.

Данный сервис позволяет просмотреть данные о показаниях приборов учета, а именно: информацию обо всех показаниях, переданных за год, с указанием периода снятия показания, размещения прибора учета, единиц измерения по счетчику, значения показаний прибора учета и расхода.

В Личном кабинете необходимо самостоятельно ввести показания счетчиков, дальнейший расчет квитанций будет осуществлен на основании переданной потребителями информации. Этот функционал доступен только после получения соответствующей заявки от обслуживающей ваш дом жилищной организации.

Дополнительную информацию можно получить на сайте вычислительного центра ЖКХ, в разделе – способы оплаты за услуги ЖКХ.

 

– Круглосуточно находясь дома из-за введения карантина, граждане неизбежно увеличивают расход ресурсов. Речь идет о тратах на электричество, горячую и холодную воду, то есть о тех коммунальных услугах, которые тарифицируются по приборам учета. Что делать с приборами учета, поверочный срок которых истек или истекает в период самоизоляции?

 

По общему правилу, своевременная поверка счетчиков учета потребления коммунальных услуг по пункте 81 (12) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 – это обязанность потребителя.

В случае истечения срока поверки счетчиков учета потребления коммунальных услуг, он считается вышедшим из строя. Показания такого счетчика к учету не принимаются. С даты, следующей за датой назначенной поверки, начисление платы производится в ином порядке: в течение трех месяцев – из расчета средних показаний счетчика за предыдущие 6 месяцев, далее – по установленному тарифу с применением повышающего коэффициента 1,5.

В период общероссийских ограничений (самоизоляции) провести своевременную плановую поверку проблематично. В связи с этой ситуацией, принятым Постановлением № 424, положение пункта 81 (12) Правил № 354 приостановлено с 06 апреля до 01 января 2021 года.

Обращаем внимание потребителей на то, что при пропуске срока поверки счетчика, его показания будут приниматься к расчету для оплаты услуги. Но только в том случае, если не нарушена пломба, отсутствуют механические повреждения, корректно отображается результат измерений, не истек срок эксплуатации, установленный производителем. Потребители должны добросовестно исполнять свои жилищные обязанности, чтобы в последствии не иметь правовых проблем.

Лучше, при наличии технической возможности, оформить заявку на проведение поверки на сайте поставщика услуги. Заявки регистрируются и вносятся в график.

Потребителю нужно обязательно сохранять сведения о подаче заявки. Если же счетчик вышел из строя, оказалась поврежденной пломба, появились на нем внешние повреждения, необходимо немедленно известить об этом управляющую компанию и поставщика ресурса.  Решение данного вопроса будет предложено индивидуально, так как это зависит от сложности ситуации и возможностей поставщика в период ограничений.

 

– Что делать, если срок поверки счетчика наступил до 06 апреля, но при этом гражданин не подавал заявку на поверку?

 

Оплата за услугу, скорее всего, будет начисляться по правилам, действующим до 06 апреля текущего года, поскольку отдельных разъяснений по этому вопросу в настоящее время от Минстроя не поступало.

Нужно понимать, что согласно пункт 81 (13) Правил № 354, поверка (замена, ремонт) прибора учета должны быть проведены в течение 30 дней со дня выхода прибора из строя. Напомню, что с даты установленной платной поверки счетчик считается неисправным. Если тридцатидневный срок, предоставленный на поверку, истекает после 06 апреля 2020 года, заявку необходимо оформить на сайте поставщика сейчас, это будет свидетельствовать о вашей добросовестности исполнения своих обязанностей. Поставщики должны будут регистрировать заявку, внесут ее в график и известят владельцев о предположительной дате выезда мастера. В случае неисполнения своих обязанностей, потребитель должен понимать, что в этот период плата будет начисляться, исходя из среднего показателя счетчика. Если у вас подходит срок поверки счетчиков, то подавайте заявку сейчас. Так вы избежите начисления повышенного коэффициента.

 

С 24 сентября 2020 года вступят в силу поправки, внесенные в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». С этой даты поверка будет считаться действительной только после внесения электронной записи в реестр Росстандарта. Это условие коснется только тех приборов учета, срок поверки которых наступает с этой даты. Если же гражданин пожелает получить бумажное свидетельство о поверки и/или отметку на самом счетчике и в паспорте прибора, ему придется обращаться с соответствующим заявлением об этом.

 

– Как будут начисляться субсидии на оплату жилого помещения коммунальных услуг?

 

Граждане, являющиеся получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, получили право пользоваться этими субсидиями без переоформления документов по 01 октября 2020 г.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 420 внесены изменения в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761.

Согласно п. 3 постановления, в случае, если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 01 апреля 2020 г. по 01 октября 2020 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II  Правил. При этом расчетный период для определения совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии в беззаявительном порядке принимается равным сроку, за который такая субсидия была предоставлена.

Если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абзаце 1 п. 3 постановления, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период с 01 апреля 2020 г. по 01 октября 2020 г. не производится.

Если размер субсидии, исчисленный исходя из документов, представленных в соответствии с абз. 1 п. 3 постановления, превышает размер выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, средства, не доплаченные за период с 01 апреля 2020 г. по 01 октября 2020 г., подлежат перечислению получателю субсидии в порядке, установленном п. 50 Правил.

Действие данного постановления распространяется на правоотношения по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, являющимся получателями таких субсидий, возникшие с 26 марта 2020 г.

 

– Каким образом решается вопрос о проживании в студенческих общежитиях?

 

Минобрнауки России от 07.04.2020 № МН-13/ВФ-948 в Письме «О взимании платы за пользование жилым помещением в общежитии и платы за коммунальные услуги при временном выезде обучающихся на период действия мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»,  предложили  образовательным организациям закрепить в локальных нормативных актах, а также в распорядительных документах образовательной организации положения предусматривающие вопросы о снижении (приостановки взимания) платы за наем и платы за коммунальные услуги с обучающихся или о переносе уже оплаченного периода проживания на последующий период проживания в общежитии при временном выезде обучающихся из общежитий в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Благодарим Светлану Александровну за подробные разъяснения и напоминаем, что в случае возникновения вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, вы можете получить консультацию по телефону горячей линии: 8 (3852) 504-171, или обратиться по адресу электронной почты: yurklinika-asapa@mail.ru.

 

Источник: официальный сайт Алтайского филиала РАНХиГС.

1588238904

Является ли распространение коронавируса поводом к ограничению конституционных прав?

 

Разъяснения эксперта в сфере конституционного и международного права

Объясняет Екатерина Казьмина, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Алтайского филиала РАНХиГС.

Сегодня, когда мир повергнут в состояние полной неопределенности в связи с пандемией и угрозой неблагоприятной эпидемиологической обстановки при распространении коронавируса, российское общество поделено на два лагеря.

Часть общества настаивает на введении чрезвычайного положения и карантинных мер, другая же громко заявляет о провокационном характере мер, предпринимаемых государством, и требует немедленного возвращения к нормальной жизни.

Именно сейчас на первое место выходит поиск баланса публичных и частных интересов, и следование принципу пропорциональности при ограничении конституционных прав и свобод.

Напомним, что международные акты (в частности, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года) допускают вмешательство в частную жизнь и прочие свободы в том случае, если оно:

  • предусмотрено законом;
  • необходимо в демократическом обществе;
  • осуществляется в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Похожие положения содержатся и в Конституции Российской Федерации. Так, часть 3 статьи 55 утверждает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ЦИТАТА: в праве выработан общий подход к пониманию того, какие меры, ведущие к ограничению прав, можно назвать пропорциональными и допустимыми.

Для этого государство, при их принятии, должно ответить на следующие вопросы: носит ли цель законный характер, может ли цель достигнута иным способом без ограничения права, достижима ли цель настоящим ограничением в правах, а также насколько соразмерны данные ограничения обозначенной цели.

Поэтому, характеризуя предпринимаемые государством меры в виде введения режима самоизоляции, ограничения в осуществлении трудовых функций, в посещении религиозных учреждений и т.п., исходящие от Президента, Правительства, губернаторов с целью предотвратить распространение вируса, несущего в себе угрозу массовых заболеваний, видятся вполне адекватными.

Жизнь и здоровье каждого отдельного человека, а тем более неограниченного круга лиц на чаше весов всегда перевесят экономическое благосостояние, что отвечает статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой именно «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» и положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участниками которого является большинство государств, признающего за каждым человеком право на «наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» и обязывает правительства принимать эффективные меры для «предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними».

Аналогичные меры в той или иной степени предпринимают и иные государства. Так, Федеральный конституционный суд Германии в среду, 8 апреля, решением Палаты из трех судей признал «временные ограничения личной свободы ради максимально возможной охраны здоровья и жизни людей, что государство обязано делать по конституции». При этом судьи отметили, что меры ограничены во времени. Если снять запреты, это приведет к интенсивным контактам людей и росту риска инфицирования, заболеванию большого числа людей, что в результате может привести к перегрузке учреждений здравоохранения, которые будут не в состоянии оказать помощь всем тяжело больным. Это, в свою очередь, может привести к смерти людей. Тем самым Суд обозначил, что публичные интересы, а именно – жизнь и здоровье неограниченного круга лиц, а также качество медицинских услуг, в настоящем случае оказались в приоритете по сравнению с частными правами.

Однако, безусловно, у каждого из нас вопросы вызывает порядок введения этих мер. Как было сказано ранее, ограничение прав возможно, но исключительно федеральным законом. Так, на территории Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», который предусматривает в условиях введения такого положения отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. На данный момент, введение чрезвычайного положения на всей территории России представляется нецелесообразным.

Однако в России действует и Федеральный закон 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором ситуация распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, которая может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, также может быть названа чрезвычайной ситуацией.

Более того, Закон предусматривает понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций», под которым понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанный закон позволяет и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и органам местного самоуправления предпринимать различные действия.

Между тем, и Президент, руководствуясь статьей 80 Конституции и ее непосредственным действием, выступает как гарант прав и свобод человека и гражданина, и принимает решения при передаче большого круга полномочий губернаторами, исходя из данной позиции.

Таким образом, видится, что органы государственной власти в своих действиях и решениях опираются, в первую очередь, на Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и на возможность ограничения конституционных прав в силу Конституции и указанного Закона.

ЦИТАТА: Меры должны носить систематизированный и проработанный характер.

Как справедливо на днях отмечалось на Петербургском международном юридическом форуме, на данный момент нет понимания, что из мер, предпринимаемых государством, носит временный характер, а что вводится в законодательство на постоянной основе. И это вызывает определенные опасения: вернемся ли мы к прежнему объему прав.

Кроме того, представляется, что пока нет единообразного понимания сущности и назначения вводимых ограничений. Так, в отдельных субъектах России открываются предприятия и организации после их временного закрытия в связи с объявлением нерабочих дней, оговариваются формы справок для сотрудников, позволяющих передвигаться от дома к работе, но в то же время не оговаривается, каким образом услугами данных организаций могут воспользоваться граждане, находящиеся в режиме самоизоляции и социального дистанцирования. Следовательно, возникает вопрос: насколько целесообразно открытие, к примеру, парикмахерских, салонов красоты, химчисток, если воспользоваться их услугами может ограниченное число граждан, а угроза нарушений режима самоизоляции и соответственно распространения вируса возрастает.

И самый главный и тревожащий наверняка каждого на этой планете сейчас вопрос: а что будет после? Именно сейчас мировое сообщество и руководство нашего государства должно подумать о том, какие меры необходимо будет предпринять после отмены объявленной пандемии для недопущения повторения ситуации. Предствляется, что обязательно будут разработаны и приняты акты международного характера, направленные на единообразное понимание государствами их роли в условиях угроз пандемий, на закрепление за государствами обязанностей обеспечить заботу о жизни и здоровье не только своих граждан, но и граждан иных государств, на выработку общего понимания того, в какой мере государство ответственно за социальное и экономическое благосостояние каждого отдельного гражданина в такой экстраординарной ситуации.

В настоящих же условиях, как видится, лишь то, что там, в сложно осязаемом завтра мы сможем понять, насколько нынешние действия государства, каждого из нас были целесообразны, а ограничения наших прав, доставляющие нам немало неприятностей, пропорциональны достигнутым целям. Мы надеемся, в ближайшем будущем мы найдем ответы на все вопросы, а государство предпримет все меры и для выхода из сложившейся неблагоприятной эпидемиологической, и из крайне сложной экономической ситуации.

Источник: официальный сайт Алтайского филиала РАНХиГС.

Время публикации: 30.04.2020 12:22
Последнее изменение: 30.04.2020 12:32